обоснование перехода на аутсорсинг

У каждого свой секрет успеха. Все зависит от выбранной стратегии развития. Каждый процесс производства состоит из цепочки операций, каждая из которых имеет свою цену. Цель оптимизации – больше внимания основному направлению бизнеса. Не прибыльные процессы желательно преобразовать так, чтобы сократить издержки и не потерять контроль. Обоснование перехода на аутсорсинг определяется экономической целесообразностью.

Обоснование перехода на услуги аутсорсинга: весомые аргументы

  • Сокращение затрат. Как правило, эффект сокращения затрат выступает основным и достаточным условием для передачи части функций сторонней организации. Необходимо проанализировать ситуацию по наиболее емким статьям издержек. Это может касаться как прямых затрат — основного процесса производства, так и косвенных. Например: сокращаются издержки на уборку офисных помещений.
  • Перевод постоянных затрат в переменные. Во-первых, за счет использования готовой опыта и налаженных бизнес-процессов другой организации сокращаются накладные расходы (уменьшаются затраты на обеспечение деятельности собственных подразделений, организацию снабжения, подбор профессиональных кадров и т.п.). Во-вторых, происходит перераспределение рисков, часть которых переходит на привлеченную организацию. Например: расходы на уборку номерного фонда гостиницы переводятся из накладных издержек в прямые, так как стоимость этих работ уже зависит в первую очередь от количества занятых номеров.
  • Повышение качества уборки помещений. Независимо от спектра предлагаемых услуг клининговая компания будет заниматься своим участком работы более профессионально. При этом снижение издержек будет обусловлено не только влиянием увеличения производительности профессиональных клинеров, но и применением альтернативных подходов к организации процесса уборки. Узкая специализация обеспечивает высокую компетентность.
  • Концентрация усилий на доходных операциях. Мотивация заключается в перераспределении ресурсов (рабочего времени, организационных усилий, офисных площадей, денежных средств и т. д.) на достижение наиболее значимых для компании целей, приносящих стабильный доход.

Таким образом, аутсорсинг — это ответ рынку на требование к компании обладать максимальной гибкостью и способностью приспосабливаться к переменчивой рыночной конъюнктуре.

Экономическая целесообразность аутсорсинга

Критериями определения экономической целесообразности аутсорсинга можно считать сравнение собственных затрат на осуществление уборки своими силами со стоимостью этих же работ у клининговой компании. Если отношение собственных затрат (расходы на уборщиц, дополнительные затраты на выделение специальных помещений для персонала, затраты на приобретение и хранение расходных материалов, затраты на средства производства, затраты на управление этим процессом, а также другие косвенные издержки) к стоимости покупаемых клининговых услуг выше 1, то переход на аутсорсинг эффективен для стратегии «Сокращение затрат»:

Однако данное соотношение не корректно для других аргументов, перечисленных выше. Не учитывается главная цель перехода на аутсорсинг – повешение рентабельности основного бизнеса. Поэтому, на наш взгляд, применимо по формуле сравнивать показатели удельных издержек при собственной службе уборке с прогнозируемыми показателями удельных издержек при покупке услуг клининговой компании.

Матрица аутсорсинга

Для оценки целесообразности применения аутсорсинга не редко используют квадратичную матрицу компании PriceWaterhouseCoopers, построенную с учетом двух основных факторов: конкурентоспособности и стратегической важности бизнес-процессов.

матрица аутсорсинга

Суть «матрицы аутсорсинга» проста и строится она на основе оценок анализируемых бизнес-процессов. Оценки (высокая и низкая) выставляются по двум шкалам: стратегическая важность для компании собственной службы уборки и ее конкурентоспособность по отношению к внешнему рынку (то есть насколько хорошо по сравнению с клининговой компанией ваша собственная служба выполняет работу, насколько она соответствует существующему уровню и стандарту, квалифицирован ли персонал уборщиц и т.д.).

Естественно, критерии определения стратегической позиция вашей службы уборки будут субъективными. В зависимости от Ваших оценок можно будет принять решение. При этом на двух квадратах матрицы стоит обратить особое внимание:

  • «Надо оптимизировать» — возможно, в краткосрочном периоде целесообразно отдать уборку на аутсорсинг, но в долгосрочном периоде необходимо вернуть ее под собственный контроль
  • «Надо обсуждать» — есть много возможных решений, например: развитие собственной службы и предоставление клининговых услуг другим организациям или передача функции уборки на аутсорсинг

В нашей практике мы сталкивались с подобными ситуациями. Самый простой вариант – снижение затрат на содержание собственного штата уборщиц. На одном из обслуживаемых объектов (в районе станции метро «Новослободская») была поставлена задача сокращения издержек. Нами были достигнуты положительные результаты — снижение затрат практически в 2 раза без потери качества.

В другом случае (объект в районе станции метро «Маяковская») была решена задача увеличения привлекательности арендных площадей за счет более эффективной уборки помещений. Результат был достигнут в течение первого квартала совместной работы. При этом стоимость клининга несколько увеличилась. Но рентабельность дополнительных инвестиций бизнес-центра составила 100%.

Критерии выбора клининговой компании

Ключевым моментом, определяющим успех перехода на аутсорсинг, является правильный выбор клининговой компании, поставщика уборочных услуг. Для этого целесообразно воспользоваться критериями отбора:

  1. Оптимальная стоимость и качество уборки помещений
  2. Опыт работы компании в клининговом бизнесе
  3. Система контроля качества клининговой компании
  4. Наличие стандартов уборки и соответствующим образом подготовленного персонала
  5. Достаточный уровень технической оснащенности компании
  6. Способы осуществления связи с клиентом для решения оперативных вопросов
  7. Наличие положительных отзывов о клининговой компании
  8. Уровень финансовой независимости клининговой компании
  9. Способность оперативно реагирования на изменения рыночной конъюнктуры по требованию клиента
  10. Достаточный уровень производственной культуры и соблюдение профессионально-этических принципов сотрудниками клининговой компании

© АТРИКА СЕРВИС

Как просчитать успех